Авторы: Колесов, Маш, Беляев
Класс: 8
Предмет: Биология

Введение. Науки, изучающие организм человека

1. Прочитайте по учебнику «Введение». Выпишите в левый столбец таблицы черты сходства организма человека с другими организмами, а в правый – черты различия.

2. Подумайте, какие преимущества даёт людям цивилизация, какие негативные последствия и издержки принесла она. Запишите свои выводы в таблицу. Сопоставьте их со взглядами авторов статьи «Введение».

3. Прочитайте п.1 учебника. В левый столбец таблицы выпишите названия биологических наук о человеке, в правый – методы, которые применяются в них для исследований.


4. Прочитайте п.2. В таблицу впишите фамилии двух античных мыслителей и двух учёных эпохи Возрождения и укажите их вклад в науку.

5. Решите кроссворд №1.

Происхождение человека

6. Прочитайте п.3. Выпишите в левый столбец таблицы тип, подтип, класс, отряд, семейство, род и вид, к которому принадлежит человек, а в правый – признаки, доказывающие принадлежность человека к этим систематическим группам.

Систематическое положение человека

Признаки, доказывающие принадлежность человека к данным систематическим группам (таксонам)

Тип хордовые Закладывается хорда,
Подтип позвоночные внутри скелет,
Класс млекопитающие основной позвоночник,
Отряд приматы диафрагма, ногти,
Семейство гоминиды генный аппарат
Вид человек речь, прямохождение

7. Прочитайте п.4. Укажите, какие экологические факторы способствовали развитию прямохождения.

Предки людей поднимались, чтобы осмотреть местность.

8. Перечислите, на какие факты опираются учёные, доказывая, что предки человека – австралопитеки – не владели речью, несмотря на то, что их мозг превосходил по объёму мозг обезьян.
Не было подбородного выступа, тяжёлая челюсть, не было речевых мышц.
9. Заполните таблицу.

10. Расположите понятия национальность, народность, раса, подраса, начиная от более крупной группы и заканчивая наиболее мелкой.
Раса – подраса – национальность – народность.
11. По внешнему виду определите, к какой расе принадлежит каждый из изображённых на рисунке людей. Сделайте подписи к рисункам.
1 – австралоидная
2 – европеоидная
3 – негроидная
4 – монголоидная
12. Объясните, чем понятия нация и народ отличаются от понятия раса.
Люди разных рас могут жить и говорить на языке того же государства, в котором они родились.
13. Решите кроссворд №2.

Строение организма.

14. Укажите уровни организации человеческого организма, начиная с молекулярного.
Молекула – клетка – ткань – орган – система органов – организм.
15. Рассмотрите рисунок, изображающий внутренние органы человека. Назовите указанные органы грудной и брюшной полости.
1 – гортань
2 – трахея
3 – лёгкие
4 – сердце
5 – околосердечная сумка
6 – диафрагма
7 – желудок
8 – печень
9 – желчный пузырь
10 – тонкая кишка
11 – толстая кишка
12 – аппендикс
16. Впишите в текст пропущенные слова.
Эндокринная система осуществляет регуляцию органов через кровь с помощьюгормонов. Нервная система осуществляет регуляцию с помощьюнервных импульсов, приходящих к органам по нервам.
17. Рассмотрите рисунок, изображающий строение животной клетки.
1) Определите, делится показанная на рисунке клетка или находится в состоянии между делениями. Поясните, почему вы так решили.
Она вскоре будет делиться, т.к. органы клетки делятся на две части.
2) Изучите четыре варианта подписей к рисунку. Укажите номер верного варианта.
18. Нарисуйте схему, отражающую основные этапы деления клетки.
19. Закончите следующие фразы, вписав недостающие слова: внешняя среда, внутренняя среда, обмен веществ, биологическое окисление, клеточные структуры, энергия.
Среда, в которой находится организм, называетсяорганической средой. Среда, в которой находятся клетки и ткани, является клеточной средой. Жидкость, омывающая мышцы, составляет межклеточные вещества. Содержимое пищеварительного канала относится к эпителию. Из кровяной клетки получают питательные вещества и кислород, необходимые для работы. Питательные вещества используются для построения тканей и восполнения энергии. Энергетические нужды клетки удовлетворяются за счёт питательных органических веществ.
20. Конкретизируйте схему «субстрат – фермент – продукты реакции» на примере опыта по разложению ферментом каталазой пероксида водорода. Допишите утверждения.
Субстратом в этом мире является пероксид водорода, ферментом – каталаза, продуктами реакции – кислород и вода.
Ответьте, почему с вареным картофелем эта реакция не идёт.
Потому, что картофель состоит из воды и сахара, но не из кислорода.
21. Кратко раскройте сущность следующих процессов жизнедеятельности клетки.
Обмен веществ – питательные вещества, поступающие в клетку, образуются в сложные и выделяется энергия.
Рост – увеличение размеров и массы клетки.
Развитие – её возрастные изменения и выполнение всех функций.
Раздражение – процесс воздействия на клетку.
Возбуждение – клетка включается в работу.
Покой – спокойное состояние клетки.
Возбудимость – возбуждённое состояние клетки.
22. Определите тип ткани, разновидности которой представлены на рисунке, и сделайте соответствующие подписи к рисункам.
1 – плоский эпителий
2 – мерцательный эпителий
3 – цилиндрический эпителий
4 – кубический эпителий.
Впишите недостающие слова в характеристику определённого вами типа ткани.
Общие свойства эпителиальной ткани: клетки располагаются плотно. Межклеточного вещества мало. Основная функция – защитная и (или) секреторная, встречается в покровах или железах внешней и внутренней секреции.
23. Заполните таблицу.

24. Выполнив практические задания №1 и №4 под знаком «!» на с.39 учебника, допишите утверждения.
Шрамы на коже состоят из соединительной ткани. Они не загорают, потому что они не ороговевшие. Диафрагма образована эпителиальной тканью. К этому выводу приводит тот факт, что она выстилает поверхность сосудов и т.п.
25. Найдите и подпишите на рисунке дендриты, тело нейрона, аксон и синапс.
Закончите утверждение.
Возбуждение или торможение нейрона Б будет зависеть от состава и количества биологически активных веществ содержащихся в жидкости.
26. Рассмотрите рисунок. Заполните таблицу, указав части рефлекторной дуги мигательного рефлекса и функцию каждой из них.

27. Объясните, в чём проявляется действие обратных связей в нервной системе. Каково их значение?
К мозгу идёт связь с органами и также идёт информация об ответной реакции по каналам обратной связи.
28. Выполните практическое задание по изучению свойств мигательного рефлекса, описанного на с. 41-43 учебника. Запишите и объясните результаты.
Число прикосновений к рефлексогенной зоне, достаточное для торможения рефлекса, — одно.
Центральное торможение мигательного рефлекса возможно, потому что происходят частичные прикосновения к рефлекторной зоне.
Значение мигательного рефлекса состоит в том, что он оберегает глаз от опасности и сухости.
29. Решите кроссворд №3.

Опорно-двигательная система

30. Прочитайте п.10. Изобразите в виде схемы перечень функций опорно-двигательной системы.
Функции опорно-двигательной системы
– опорная
— защитная
— двигательная.

31. Раскройте роль органических и неорганических веществ кости, дописав утверждения.
Органические вещества придают кости гибкость.
Неорганические вещества придают кости твёрдость.
Сочетание этих веществ обеспечивает прочность, упругость.

32. Впишите в текст о строении трубчатой кости пропущенные слова: суставный хрящ, надкостница, компактное вещество, костномозговая полость, губчатое вещество, красный костный мозг, жёлтый костный мозг.
Трубчатая кость состоит из средней части – тела кости и двух головок, сочленяющихся с другими костями. Тело кости и наружная часть головок покрыта надкостницей, а суставные поверхности головок — суставным хрящом. Внутри головок находится губчатое вещество, содержащее красный костный мозг, в котором образуются клетки крови. Тело кости состоит из компактного вещества ,внутри которого находится костномозговая полость. Она заполнена желтым костным мозгом, представляющим в основном жировую ткань.

33. Ответьте, почему, несмотря на то что рост кости в толщину осуществляется непрерывно за счёт надкостницы, кость взрослого человека не становится массивнее.
Процесс отвердевания кончается.

34. Отчёт о лабораторной работе «Микроскопическое строение кости» (с.49 учебника)
1. На микропрепарате представлен микроскоп. строен. компакт. в-ва срез кости.
2. Рисунок микроскопического строения кости с обозначением деталей, увиденных в микроскоп.
3. Ответы на вопросы задания №4 лабораторной работы.
Поперечный срез. Самолет легче. Проходит больше воздух и поэтому легче.
35. Прочитайте п.11 «Скелет человека. Осевой скелет». Заполните таблицу, впишите парные и непарные кости черепа, а также цифры, которыми эти кости обозначены на рисунке.

36. Рассмотрите рисунок, на котором показаны осевой скелет и таз шимпанзе и человека. Ответьте на следующие вопросы.

1) Почему у шимпанзе позвоночник имеет два изгиба, а у человека – 4?
Человек – прямоходящий.
2) Почему затылочная кость шимпанзе имеет мощные гребни, а у человека их нет?
Защита от ударов.
3) Чем объяснить то, что разница в массе шейных и поясничных позвонков у человека больше, чем у гориллы?
Человек – прямоходящий.
4) Почему таз у человека имеет форму чаши, а у шимпанзе – нет?
Опора тела на него, а у шимпанзе нагрузка на ноги.

37. На рисунке изображены шейный, грудной и поясничный позвонки. Общие части позвонков обозначены цифрами, отличительные признаки – буквами. Впишите рядом с приведёнными ниже названиями частей позвонков цифры и буквы, которыми они отмечены на рисунке:

Тело позвонка – 5
Дуга – 2
Отверстие, образующее с другими позвонками позвоночный канал – 3
Задний отросток – 1
Боковые отростки -4
Отверстия шейных позвонков, через которые проходят в голову кровеносные сосуды – А
Суставные площадки на теле грудных позвонков и боковых отростков, сочленяющиеся с рёбрами – Б
Имеются ли эти признаки у поясничных позвонков?
Да, т.к. поясничные схожи с грудными.

38. Назовите показанные на рисунке кости.
1 – череп
2 – шейный позвонок
3 – ключица
4 – лопатки
5 – грудина
6 – рёбра
7 – плечо
8 – лучевая кость
9 – лучелоктевая кость
10 – таз
11 – крестец
12 – бедро

39. Ответьте на вопросы.
1) Сколько пар рёбер соединяются с грудиной с помощью хрящей? – 10 пар
2) Сколько пар рёбер заканчиваются свободно? – 2 пары
3) Какую функцию выполняют хрящевые диски между позвонками?
– Придают упругость, подвижность, снижают сотрясения при ходьбе, прыжках и т.д.

40. Напишите названия указанных на рисунке частей сустава.
1 – суставная хрящевая поверхность
2 — суставная хрящевая поверхность
3 – внутренняя связка
4 – суставная полость

41. Сделайте подписи к рисункам.
Кости верхней конечности:
1 – ключица
2 – лопатка
3 – плечевая кость
4 – лучевая кость
5 – локтевая кость
6 – запястье
7 – пясти
8 – фаланги пальцев
Кости нижней конечности и крестец:
1 – таз
2 – поясничный позвонок
3 – бедренная кость
4 – большеберцовая кость
5 – малоберцовая кость
6 – предплюсна
7 – плюсна
8 – фаланги пальцев.

42. Допишите утверждения.
Кисть от стопы отличается подвижными фалангами и пястями (кисть можно собрать в горсть!), длинными пальцами и противопоставлением большого пальца всем остальным. Стопа представлена мощными костями пяточной и таранной, короткими пальцами, большой палец – опора всем остальным. Своды стопы позволяют человеку ходить и держать равновесие.
43. Повторите статью «Разновидности мышечной ткани» п.8. Нарисуйте клетку гладкой и клетку поперечнополосатой мышечной ткани. Отметьте особенности.
44. Рассмотрите рис. 34 учебника. Найдите брюшко и сухожилия двуглавой мышцы. Прочитав статьи «Макроскопическое строение мышцы» и «Движения в суставах» п. 13, впишите определяемые ниже понятия.
Сухожилие, прикрепляющееся к участку кости, которая чаще всего остаётся неподвижной, называется головка, а сухожилие, прикрепляющееся к подвижной кости, — хвост. Мышцы противоположного действия называются антагонистами, а мышцы, действующие в одном направлении – синергистами.
45. Выполните лабораторную работу «Мышцы человеческого тела» (с. 64 учебника) и, изучив рис. 35 и 36, заполните правый столбец таблицы.

46. Приведите несколько примеров мышц, работающих как антагонисты и как синергисты.

Грудино – ключично — сосцевидная, поясничная.

47. На рисунке показан мотонейрон. Подпишите его части.
1 – ядро
2 – дендриты
3 – аксон
4 — синапс
Укажите, сколькими мышечными волокнами управляет мотонейрон, показанный на рисунке.
— 2 волокнами.

48. Напишите, как надо организовать тренировку, чтобы был тренировочный эффект (синтез в мышечной ткани преобладал над распадом).
Нужны равномерные тренировки.

49. Укажите последствия гиподинамии.
Изменения в мышцах: слабые мышцы
Изменения в костях: хрупкие и слабые
Изменения в крови: падает гемоглобин.
50. Прочитайте статью «Регуляция работы мышц — антагонистов» п. 14 и заполните таблицу, вписав в соответствующие столбцы слова: возбуждены, заторможены, сокращены, расслаблены.

51. Впишите определяемые ниже понятия.
Работа, связанная с перемещением тела или груза, называется динамической.
Работа, связанная с сохранением позы или удержанием груза, называется статической.
52. Отчёт о лабораторной работе «Утомление при статической работе» (с. 72 учебника).

53. Прочитайте п. 15 «Осанка. Предупреждение плоскостопия». Перечислите причины нарушения осанки.
Если неправильно сидишь, ходишь согнувшись и спишь на мягком происходит её развитие.
54. Назовите факторы, способствующие развитию плоскостопия.
Если не ходишь на каблуках и ходишь часто в кроссовках, то происходит развитие плоскостопия.

55. Отчёт о лабораторной работе «Осанка и плоскостопие» (с. 75 учебника).
I. Выявление нарушений осанки.
1. Выявление сутулости.

Вывод:У меня нет нарушения осанки.
2. Выявление нарушений в области поясничного изгиба.
При положении тела спиной к стене, когда пятки, голени, таз и лопатки касаются стены, между стеной и поясницей проходит (кулак или только ладонь) – ладонь
Вывод:У меня нет нарушения поясничного изгиба.
II. Выявление плоскостопия (работа выполняется дома).
След в узкой своей части (заходит или не заходит) – не заходит за линию, соединяющую центр пятки и центр третьего пальца (см. рис. 39 на с. 74 учебника).
Вывод:У меня нет плоскостопия.
56. Прочитайте п. 16 «Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов», рассмотрите рисунки и заполните таблицу.

57. При подозрении на перелом костей предплечья была наложена шина, а сама рука зафиксирована с помощью косынки. Определите, какую ошибку допустили при оказании помощи пострадавшему. К каким последствиям она может привести?

Нужно наложить шину так, чтобы она не захватывала более 2 суставов.

58. Решите кроссворд № 4.

Внутренняя среда организма

59. Назовите три жидкости, составляющие внутреннюю среду организма.
— Кровь, лимфа, тканевая жидкость.

60. Ответьте, работа каких регулирующих систем поддерживает относительное постоянство внутренней среды.
— нервная и эндокринная

61. Укажите, где располагаются структуры, сигнализирующие регулирующим системам об отклонении концентрации определённого вещества в жидкостях внутренней среды организма от нормального диапазона.

62. Зарисуйте и опишите строение и функции форменных элементов крови, используя следующую таблицу.

63. Прочитайте статьи «Эритроциты», «Лейкоциты» п. 17. Ответьте на вопросы.
1)Почему артериальная кровь ярко-алая, а венозная – тёмно-вишнёвая?
Артериальная – несёт кислород, а венозная углекислый газ. Кислород , соединившись с гемоглобином, и кровь становится артериальной.
2)Следователь, изучая подозрительные капли крови, обнаружил, что её эритроциты имеют ядра. Могла ли такая кровь принадлежать человеку?
— нет
А курице?
— да.
3)Фагоциты уничтожают чужеродные клетки-антигены путём их захвата. А как действуют лимфоциты?
— Они вырабатывают антитела.
64. Прочитайте статью «Тромбоциты» п. 17. Допишите схему, отражающую порядок событий, происходящих при свёртывании крови.
Травма сосуда – тромбоциты выделяют ферменты
Растворимый белок плазмы крови фибриноген – условия: 1) травма 2) кровь выходит из сосуда
3) тромбоциты слипаются, разрушаются
Нерастворимый белок плазмы крови – фибрин – образуется сетка, в которой задерживаются клетки крови. Сгусток останавливает кровотечение.

65. Прочитайте статью «Защитные барьеры организма» п.18. Заполните таблицу.

66. Дайте определение иммунитета.
Иммунитет – это способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и сохранять постоянство внутренней системы.

67. Изобразите схему иммунной системы организма человека.
Иммунная система – Т-лимф вырабатываются – информ об антит
— В-лимф вырабатываются антитела
— сама клетка – вырабатываются – инферон

68. Заполните таблицу.

70. Допишите приведённые утверждения.
Заразные болезни, вызываемые вирусами, микробами, грибками, называются инфекционными. Заразные болезни, вызываемые простейшими, червями, паразитами, клещами, называются кожными. Инфекционные заболевания протекают с повышенной температурой и симптомами. Время от момента заражения до появления первых симптомов называют клиникой. Далее следует лечение, после которого наступает выздоровление.

71. Напишите, какие процессы в организме имеют место в скрытый, острый периоды болезни и при выздоровлении.

72. Прочитайте статью «Инфекционные болезни» п. 18. Ответьте на вопросы.
1)Можно ли заразиться, выпив из стакана, которым пользовался больной гриппом? Почему?
— Можно. Бактерии его остаются на стакане.
2)Можно ли избавиться от микробов с помощью кипячения воды?

— Можно.
3)В чём состоит опасность бацилло- и вирусоносительства?
— носитель сам не болеет, т.к. его иммунитет справляется с инфекцией, но не уничтожает, а он разносит её сам того не подозревая.

73. Прочитайте статьи «История изобретения вакцин» и «Лечебные сыворотки» п. 19 и запишите в табличной форме разницу между вакцинами и лечебными сыворотками.

74. Изучите рис. 48 на с. 95 учебника. Заполните пропуски в тексте об изготовлении и применении антидифтерийной сыворотки, приведённом ниже.
Для приготовления антидифтерийного антитоксина лошади вводят антидот. Процедуру повторяют несколько раз, увеличивая дозу препарата. В организме лошади вырабатываются антитела. Из взятой у лошади крови берут антитела путём удаления фибрина. Ампулы антидифтерийного антитоксина применяют как прививки. Сыворотка специфична, т.е. она защитит от определённой болезни.

75. Прочитайте статью «Аллергия» п. 19. Впишите в текст о развитии аллергического процесса необходимые термины.
I стадия аллергии протекает безболезненно и без внешних проявлений. Аллерген вызывает раздражение и аллергическую реакцию. Образующиеся антитела выходят из стенок сосудов и адсорбируются на слизистых оболочках.
II стадия аллергии (вызывает конъюктевит, насморк, кашель, крапивницу, расстройство желудка и пр.).
Попавший в организм аллерген улавливается стенками сосудов, осевшими на слизистых. Образуется комплекс антител. При этом выделяются вещества, которые поражают клетки слизистых. Происходит аллергическая реакция.

76. Прочитайте статью «Переливание крови» п. 19. Проставьте стрелки на схеме переливания крови.

77. Ознакомьтесь с дополнительной информацией о факторах, по которым различаются группы крови у человека. Объясните:
1) почему люди I группы являются универсальными донорами;
— Их группу крови можно перелить всем остальным группам крови.
2) почему люди с IV группой крови являются универсальными реципиентами.
— им можно перелить любую группу крови.

78. Прочитайте статью «Резус-фактор» п. 19. Ответьте на вопросы.
1)Что происходит в организме резус-отрицательной женщины, если она вынашивает резус-положительного ребёнка в первую беременность?
— вырабатываются антитела, разрушающие белок Rh+, но сильное разрушение будет при второй беременности.
2)Что происходит при повторной беременности, если плод снова резус-положительный?
— будут сильно разрушаться эритроциты из-за резус-конфликта.
3)С наследственным или приобретённым иммунитетом связаны:
а) несовместимость групп крови по системе АВО? – наследственный
б) резус-конфликт? – наследственное

79. Решите кроссворд № 5.

Кровеносная и лимфатическая системы.

80. Повторите статью «Компоненты внутренней среды» § 17. Ответьте на вопросы.

1) Как питательные вещества, кислород и минеральные соли достигают тканей?
— По кровеносной системе.

2) Как образуется тканевая жидкость?
3) Как образуется лимфа?
— Она начинается в тканях мелкими слепыми мешочками, состоящих из опит. слоя клеток.

4) Куда оттекает лимфа?
— В кровеносную систему.

81. Прочитайте § 20 «Транспортные системы организма». Нарисуйте схематично строение стенок артерий, вен, лимфатических сосудов, капилляров, отразив различия в количестве и толщине составляющих их тканевых слоёв. Подпишите названия тканей.

82. Прочитайте статью «Лимфатическая система» § 20. Укажите, какими номерами обозначены:

лимфатические капилляры – 1;
лимфатические сосуды – 2;
лимфатические узлы – 3.

83. Прочитайте § 21 «Круги кровообращения», изучите в учебнике рис. 51. Изобразите на рисунке малый круг кровообращения, указав направление движения крови стрелочками, венозную кровь обозначьте синим цветом, артериальную – красным.

84. Изобразите на рисунке большой круг кровообращения, указав направление движения крови стрелочками, венозную кровь обозначьте синим цветом, артериальную – красным.

85. Ответьте, замкнутой или незамкнутой является лимфатическая система.
— Не замкнутой.
Укажите её функции.
— Очищает межклеточные промежутки от ненужных веществ.

86. Отчёт о лабораторной работе «Функция венозных клапанов» (с. 109 учебника).
Поднятая вверх рука побледнела, потому что клапаны закрываются.
Опущенная вниз рука покраснела, потому что клапаны открываются и поступает кровь.
Вывод: побледнение свидетельствует о прекращении тока крови, а покраснение – о её притоке.

87. Отчёт о лабораторной работе «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение» (с. 109 учебника).

Признаки кислородной недостаточности:
— мурашки, покалывание и работа рецепторов нарушается.

Причины нарушения чувствительности пальца:
— нервные импульсы не проходят в орган – в палец, и обратной связи нет.

Массажем пальца по направлению к сердцу достигается:
— снабжение кровью пальца и подвод питательных веществ – связь.

88. Прочитайте § 22 «Строение и работа сердца». Сделайте подписи к рисунку.
1 – правый желудочек
2 – правое предсердие
3 – левый желудочек
4 – левое предсердие
5 – полулунные клапаны
6 – створчатые клапаны
7 – аорта
8 – верхняя полая вена
9 –
10 –

89. Вернитесь к заданию № 89. На схематическом рисунке сердца не хватает сосочковых мышц и сухожильных нитей. Дорисуйте их простым карандашом и укажите функцию, которую они выполняют.

 

90. Прокомментируйте такое свойство сердечной мышцы, как автоматизм.

91. Прочитайте статью «Сердечный цикл» § 22 и заполните таблицу.

Запомните! Створчатые клапаны всегда открыты, кроме фазы сокращения желудочков, полулунные – всегда закрыты, кроме фазы сокращения желудочков. (См. рис. 54 учебника.)

92. Прочитайте статью «Регуляция сердечных сокращений» § 22. Ответьте на вопросы.

1) Как на работу сердца влияют адреналин, соли кальция и симпатический нерв?
— Адреналин учащает работу сердца.
2) Как на работу сердца влияют соли калия и блуждающий нерв?
— Нерв замедляет, а минералы интенсивно работают.

93. Прочитайте § 23. Допишите утверждения.

94. Прочитайте статью «Поддержание постоянства артериального давления» § 23 и заполните таблицу.

95. Отчёт о лабораторной работе «Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» (с. 117 учебника).

96. (Выполняется дома.) Если в семье есть курящий, измерьте у него скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа по методике, описанной в § 23 (рис. 56А), в моменты, когда курящему очень хочется курить и после выкуривания сигареты.

97. Прочитайте статьи «Первая помощь при стенокардии» и «Первая помощь при гипертоническом кризе» § 24. Заполните таблицу.

98. Прочитайте статью «Внутренние кровотечения» § 25. Ответьте на вопросы.

1) Какие кровотечения называются внутренними?
— Кровь изливается в органы или в промежутки.

2) Какие кровотечения называются внешними?
— Кровь выходит наружу.

3) Что такое гематома (синяк)?
— Лопаются мелкие капилляры, в ткани попадает кровь и место опухает.
Почему и как со временем меняется цвет синяка?
— Выводится из этих тканей.

4) Почему при ушибах головы появляется шишка?
— Ушиб мягких тканей или органов.

5) Почему для уменьшения боли и размеров шишки на лбу лучше прижимать ушибленное место металлами, обладающими хорошей теплопроводностью?
— Они берут в себя жар.

99. Прочитайте статью «Внешние (открытые) кровотечения» § 25. Заполните таблицу.

100. Прочитайте статью «Носовые кровотечения» § 25. Укажите причины носовых кровотечений.
Заполните таблицу.

101. Прочитайте статью «Лечение раны» § 25. Ответьте на вопросы.
1) Что такое струп?
— Коричневая корочка, образующаяся при свёртываемости крови.
2) Какова роль зернистой соединительной ткани и почему её не следует травмировать при перевязках?
3) Как размочить прилипший бинт?
-Водой (перекисью водорода с марганцовкой).
4) Для чего при повторных повязках применяют салфетки, смоченные риванолом или антисептической мазью?
— Для заживления.
5) Почему салфетку, смоченную йодом, нельзя прибинтовывать непосредственно к ране?
— Вызывает ожог.
6) Почему при образовании прочного струпа рану лучше держать без повязки, на воздухе?
-Чтобы не мокла.

102. Отчёт о лабораторной работе «Функциональная проба. Реакция сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку» (с. 124 учебника).
Запишите результаты в табличной и графической форме. Выбор единиц измерений и разметку значимых точек на оси абсцисс и оси ординат сделайте самостоятельно.

Дыхание.

104. Прочитайте статью «Значение дыхания» п.26. Перечислите функции, которые выполняют органы дыхания.
— Обмен газов между воздушной средой и лёгкими;
Обмен газов между лёгкими и кровью;
Транспортировка газов кровью; газообмен в тканях; очищение воздуха, утепление.

105. Напишите этапы газообмена.
1) Обмен газов между воздушной средой и лёгкими
2) Обмен газов между лёгкими и кровью
3) Транспортировка газов кровью
4) газообмен в тканях
Сопоставьте процессы, происходящие при лёгочном и тканевом дыхании.

106. Рассмотрите рисунок. Подпишите указанные на нём структуры дыхательной системы.
1 – носовая полость
2 – носоглотка
3 – глотка
4 – пищевод
5 – трахея
6 – бронхиальное древо
7 – альвеолы
8 – плевра

107. Прочитайте статью «Носовая полость» п. 26. Перечислите функции верхних дыхательных путей и укажите структуры, которые их выполняют.

108. Прочитайте статью «Гортань – орган голосообразования» п. 26. Подпишите указанные на рисунке элементы строения гортани.
1 – надгортанник
2 – щитовидный хрящ
3 – перспективный хрящ
4 – черпаловидные хрящи
6 – голосовые связки

109. Ответьте на вопросы.
1)Производным какого хряща является кадык?
— щитовидный
2)В каком положении находятся голосовые связки:
При дыхании – разведены
При пении и речи – сомкнуты
При шёпоте – смыкаются
3)Чем объясняется разная высота голоса у мужчин и женщин?
— у мужчин толстые связки и широкие, а у женщин наоборот
4)что определяет тембр голоса?
— вибрации стенок связок

110. Дайте определение понятия артикуляция.
— Язык, челюсть – производ звуков.

111. Рассмотрите рис. 59 А в учебнике. Объясните, почему задняя стенка трахеи мягкая.
— граничит с пищеводом.

112. Прочитайте п. 27 и объясните следующие термины.
«Ворота лёгких» — место входа бронхов, артерий
Лёгочная плевра – оболочка лёгкого
Пристеночная плевра – оболочка внутренней стороны
Плевральная полость – узкая щель

113. Ответьте на вопросы.
1) По каким сосудам венозная кровь приходит в лёгочные альвеолы?
— по капиллярам
2) Чем отличается гемоглобин в артериальной и венозной крови?
— в гемоглобине венозной меньше кислорода
3) На каком этапе процесса дыхания происходит реакция HbO₈ = Hb + 4O₂?
— 2 обмен газов между лёгкими и кровью.

114. Прочитайте первую статью п. 28 и укажите верную последовательность событий, происходящих при вдохе, перечислив их буквенные обозначения в нужном порядке.
Перечень событий при вдохе в произвольном порядке:
А – расширение лёгких, б – падение давления в альвеолах, в – расширение грудной полости, г – сокращение наружных межрёберных мышц и диафрагмы, д – падение давления в плевральной полости, е – заполнение лёгких воздухом.
Г-д-б-а-в-е

115. Опишите в нужной последовательности процессы, происходящие при спокойном выдохе.
— межрёберные мышцы расслабляются, грудная стенка опускается вниз, диафрагма поднимается, объём грудной полости уменьшается, лёгкие сдавливаются,давление в альвеолах увеличивается, становится выше атмосферного.

116. Прочитайте статью «Нервная регуляция дыхания» п. 28. Допишите утверждения.
Нервные центры вдоха и выдоха расположены в прод-м.
Спадение лёгочных альвеол рефлекторно вызывает вдох, а расширение альвеол рефлекторно вызывает выдох.

117. Отчёт о лабораторной работе «Измерение охвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» (с. 147 – 148 учебника).
Вывод: разница обхвата грудной клетки при вдохе и выдохе в норме – 5 см.

118. Прочитайте статью «Жизненная ёмкость лёгких» п. 29. Ответьте, сколько кубических сантиметров воздуха находится в лёгких человека, если жизненная ёмкость его лёгких равна 3500 см3, а остаточный воздух занимает воздух объёмом 1200 см3.
3500+1200=4700 см3

119. Прочитайте статьи «Болезни дыхательной системы» и «Туберкулёз и рак лёгких» п. 29. Допишите утверждение.
Возбудителем туберкулёза является туберкулёзная палочка. Она может попасть в организм здорового человека через дыхательные пути. Причиной рака лёгких чаще всего бывает курение. Для ранней диагностики этих опасных болезней применяют рентген лёгких или фнг.

120. Прочитайте статьи «Инфекционные и хронические заболевания верхних дыхательных путей» и «Околоносовые пазухи» п. 26 и законспектируйте их в виде таблицы.

121. Прочитайте статьи о первой помощи при различных травмах дыхательной системы п. 29. Законспектируйте материал в форме таблицы.

122. Решите кроссворд № 7.

Пищеварение.

123. Прочитайте статью «Пища – источник энергии и строительного материала» п. 30. Сформулируйте определения понятий.
Пластический обмен – усвоение части питательных веществ.
Энергетический обмен — усвоение питательных веществ и переработка энергии.

124. Допишите утверждения.
В основе «пищевой пирамиды» человека находятся –
Белки, жиры и сложные углеводы пищи не могут быть использованы организмом непосредственно, потому что —

125. Прочитайте статью «Органы пищеварения» п. 30. Ответьте на вопросы.
1) В какой отдел пищеварительной системы открываются протоки:
Печени –
Поджелудочной железы –
Слюнных желез – глотка.
2) Какую функцию выполняет брыжейка?
-защитная и транспортная

126. Прочитайте статьи «Продукты питания» и «Питательные вещества» п. 20. Ответьте на вопросы.
1) Для чего в пище необходимы балластные вещества?
— Среда для существования полезных микроорганизмов.
2) Могут ли микроорганизмы, живущие в кишечнике, приносить пользу? Если да, то какую?
-да, они улучшают кишечную среду.
3) Почему нам необходимы продукты как растительного, так и животного происхождения?
— В них содержатся нужные нам для роста и развития вещества
4) Каково значение кулинарной обработки пищи?
— Специальный рацион делает доступней пищу для пищеварения
5) Почему в рацион должны входить и сырые, и вареные продукты?
— Они должны чередоваться и дополнять друг друга, потому что в них по-разному нужны соотношения вареных и настоящих, свежих и сырых.

127. Изучите строение ротовой полости. Укажите на рисунке все перечисленные структуры.

128. Сделайте подписи к рисунку «Строение зуба».
Части зуба:

А – строение зуба
Б – коронка
В – внутреннее строение
Внутреннее строение зуба:
1 – эмаль
2 – дентин
3 – пульпа
4 – цемент
5 – костяная лунка

129. Подпишите типы зубов, изображённых на рисунке.
резцы, клыки, премоляры и моляры

130. Отчёт о лабораторной работе «Действие слюны на крахмал» (с. 170).
Вывод:
Допишите ответы на вопросы.
При проведении этого опыта синяя буква на белом фоне получиться (могла или не могла), так как крахмал разлагается и синего цвета нет.
Если слюну прокипятить, то расщеплять крахмал она не будет, так как он будки не активен.

131. Прочитайте статью «Желудок» п. 32, изучите рис. 35 в учебнике. Допишите следующие утверждения.
Желудок располагается под диафрагмой слева. Его внутренняя стенка состоит из слизистой ткани. В ней находятся железы, выделяющие: 1) пепсин, предохраняющую стенки желудка от разрушения, 2) — , соляная кислота, создающую необходимую среду для работы фермента и уничтожающую микробов, 3) фермент трипсин, расщепляющий белки.
Средняя стенка желудка состоит из мышц.
Наружная стенка образована листками брюшины, между которыми проходят нервы и сосуды.
Между желудком и двенадцатипёрстной кишкой находится сфинктер.
Если в желудок попала недоброкачественная пища, начинается рвота.
Искусственно её можно вызвать раздражением нервов под языком.

132. Прочитайте статью «Двенадцатипёрстная кишка» п. 32. Заполните таблицу, указав знаками «+» и «-», какие питательные вещества под действием каких пищеварительных соков расщепляются в пищеварительной системе, а также химическую среду, которая необходима для работы ферментов каждого из этих пищеварительных соков.

133. Опишите функции желчи в пищеварении.
— расщепление жиров на капельки.

134. Прочитайте статью «Микроорганизмы кишечника» п. 32. Ответьте на вопросы.
1)Какова роль кишечной палочки?
— Сдерживание вредных микроорганизмов.
2)Что такое дисбактериоз?
— усиление кишечных газов и нарушение всасывания воды.

135. Прочитайте статью «Всасывание» п. 33. Впишите в текст пропущенные слова: кровеносные, жиры, лимфатические, аминокислоты, жирные кислоты, глюкоза, глицерин, ворсинки.

136. Прочитайте статью «Печень и её роль в организме» п. 33.
Опишите кратко, что происходит в печени:
С избытком глюкозы – задерживание её и превращение её в нерастворимый животный крахмал.
С аминокислотами – потеря аммиака и превращение в жиры, углеводы и т.д.
С отслужившими эритроцитами – гемоглобин использ для выр желчи;
С вредными веществами – извлекает и обезвреживает опасные вещества.

137. Дочитайте п .33 до конца. Ответьте на вопросы.
1) Какова функция толстой кишки?
— отделение воды от непереваривающихся остатков пищи.
2) Где находится слепая кишка?
— выше аппендикса.
3) Что такое перитонит?
— опасное для жизни воспаление.

138. Заполните таблицу.

139. Изучите п. 34 «Регуляция пищеварения». Нарисуйте рефлекторную дугу безусловно-рефлекторного выделения желудочного сока при раздражении пищей вкусовых рецепторов языка.

140. Изобразите схематично, как происходит гуморальная регуляция желудочного сокоотделения.

141. Прочитайте статью «Правила приёма пищи» п. 35. В левый столбец таблицы выпишите условия, способствующие пищеварению, в правый – затрудняющие его.

142. Прочитайте статью «Кишечные инфекции и их предупреждение» п. 35. Заполните таблицу.

143. Решите кроссворд № 8.

Обмен веществ и энергии.

144. Прочитайте п. 36 «Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ».
Назовите три фазы обмена веществ.
Фазы обмена веществ:
1. Подготовительная фаза
2. Пластический обмен
3. Энергетический обмен.

145. Дайте определение понятий.
Пластический обмен – создание новых соединений и структур для данного организма.
Энергетический обмен – биологическое окисление выделяет энергию, необходимую для организма.

146. Заполните таблицу, указав, какова роль белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды в обмене веществ и энергии.

147. Напишите, по какому критерию химические элементы, входящие в состав организма, подразделяют на макроэлементы и микроэлементы. Укажите элементы, относящиеся к этим группам.
— K, Ca, Na, P, Cl, Fe, Zn, f, Co.
Макроэлементы:K, Ca, Na, P, Cl – на 100 г приходится сотни десятков макроэлементов.
Микроэлементы:Fe, Zn, f, Co – на 100 г приходится 10 и сотые доли этих веществ.

148. Перечислите водорастворимые и жирорастворимые витамины.
Водорастворимые витамины: C, B1, B2, B12.
Жирорастворимые витамины: A, D, E.

149. Допишите утверждения, вписав в текст соответствующие слова: отсутствие, избыток, недостаток.
Авитаминозы развиваются при отсутствии витаминов, гиповитаминозы – при недостатке витаминов, гипервитаминозы – при избытке витаминов.

150. Законспектируйте статью «Водорастворимые витамины» п. 37, сведя материал в следующую таблицу.

151. Законспектируйте статью «Жирорастворимые витамины» п.37, сведя материал в следующую таблицу.

152. Прочитайте статьи «Основной обмен» и «Общий обмен» п. 38. Опишите, в чём различие между основным и общим обменом. Результаты сведите в следующую таблицу.

153. Подсчитайте калорийность приведённых в таблице продуктов, используя данные статьи «Энергетическая ёмкость» (калорийность) пищи п.38.
Решите задачу и впишите результаты расчётов в таблицу.
Петя съел на завтрак яичницу из двух яиц и выпил стакан кефира с сахаром, а Миша – сосиску с капустой и стакан чая. Сколько килоджоулей (кДж) получил каждый из них?
Итого: Петя 18411,68 и Миша 30501,12

154. Отчёт о лабораторной работе «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического баланса по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» (с. 196-197 учебника).
56,60 16,93 52,51 29% 93%
Исходя из сравнения результатов опыта с нормативными данными, приведёнными в таблице учебника, испытуемого можно отнести к категории здоровый тренированный.
Допишите ответы на вопросы.
При задержке дыхания в крови накапливается углекислый газ, потому что по венозной крови идёт углекислый газ.
При определённой концентрации углекислого газа в крови дыхание восстанавливается непроизвольно, потому что углекислый газ выделяется.
Эти воздействия называются гуморальными, потому что они саморегулируются.
После работы удаётся задержать дыхание на меньшее время, чем в состоянии покоя, потому что _____
У тренированного человека энергетический обмен происходит более экономно, чем у человека нетренированного, потому что за 1 действие тренированный сжигает меньше энергии, чем нетренированный.

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.

155. Прочитайте п. 39. Перечислите функции, которые выполняет кожа.
1) защита
2) выделение
3) смягчение
4) эластичность
5) дыхание
6) изоляция
7) энергетический резерв.

156. Назовите три слоя кожи и обозначьте их на рисунке.
I — дерма
II — эпидермис
III – гиподерма.

Укажите цифры, которыми на рисунке обозначены:
жировая ткань – 9
живые клетки эпидермиса – 2
мёртвые клетки эпидермиса -1
рецепторы кожи – 3
волосяная сумка – 5
сальная железа – 7
потовая железа – 8
кровеносные сосуды – 4
стержни волос – 10, 6
мышца, поднимающая волос -11.

157. Ответьте на вопросы.
1) Где в коже находится пигмент, обеспечивающий загар?
— эпидермис
2) Какие рецепторы располагаются в коже?
— ______
3) Каково значение потовых желёз?
— выделение ненужных элементов и охлаждение
4) Как образуется «гусиная кожа»?
— ______
5) Как доказать, что стержни волос и ногтевые пластинки не имеют ни нервов, ни кровеносных сосудов?
— мы их стрижем и нам не больно.

158. Выполните практическое задание №2 на с. 209 учебника. Запишите результаты.
Жирные участки кожи лица: с мылом и водой
Сухие участки кожи лица: водой без мыла или отварами.

159. Материал статьи «Грибковые и паразитарные заболевания кожи» п. 40 сведите в таблицу.

160. Заполните таблицу, указав доврачебную помощь при ожогах и обморожениях.

161. Изучите п. 42. Сделайте подписи к рисунку.
1 – корковое вещество
2 – мозговое вещество
3 – почечная лоханка
4 – почечная артерия
5 – почечная вена
6 – мочеточник.

162. Назовите структуру, которая является функциональной единицей почки.
— нефрон.

163. Допишите текст, вставив пропущенные слова.

164. Перечислите меры профилактики почечных заболеваний.
1) есть поменьше солёного
2) есть поменьше острого
3) держать ноги в тепле
4) наследственность
5) не употреблять газовые напитки.

165. Решите кроссворд № 9.

Нервная система

166. Прочитайте §43. Допишите утверждение.
Значение нервной системы:
1) Являемся материальной основой психической деятельности;
2) Обеспечивает приспособление к среде;
3)Согласует работу всех органов;
4)Обеспечивает выживание организма как целого.

167. Известно, что гомеостаз поддерживают рецепторы, одни из которых регистрируют верхнюю границу нормы, другие — нижнюю. Прочитайте текст и впишите недостающие слова: усиливают, ослабляют, увеличивают, уменьшают.
Возбуждение рецепторов, регулирующих нижнюю границу нормы, рефлексы, стимулирующие поступление веществ и их трату. Возбуждение рецепторов, регистрирующих превышение верхней границы нормы, рефлексы, стимулирующие поступление веществ и их трату.
При физической работе усиливается выделение тепла за счёт работы мышц, вследствие этого возбуждаются рецепторы, регулирующие верхнюю границу нормы. Вследствие этого возникают рефлексы, которые потоотделение, расширение сосудов кожи и теплообразование.

168. Прочитайте статью «Части нервной системы» §44 и рассмотрите рис. 90. Допишите схему « Строение нервной системы».

169. Допишите утверждения.
Серое вещество образуют тела нейронов и дендриды.
Белое вещество образуют нервные волокна.
Нервы состоят из нейронов.
Нервные узлы состоят из нервов.

170. Прочитайте статью «Спинной мозг» §44. Рассмотрите рисунок. Укажите цифровые обозначения следующих структур:
Тело позвонка-9;
Задний (остистый) отросток позвонка-4;
Спинной мозг-1;
Белое вещество спинного мозга-3;
Задние корешки спинного мозга со спинномозговыми узлами-5;
Передниекорешки-6;
Узлы симпатического ствола-7;
Межпозвоночный диск-8.

171. Напишите, какой из известных вам рефлексов имеет двухнейронную рефлекторную дугу. Дорисуйте схему его действия. Сделайте недостающие подписи.
Пример двухнейронного рефлекса: коленный рефлекс.

172. Представьте, что вы дотронулись до горячей поверхности и немедленно отдернули руку. Изобразите дугу осуществленного рефлекса, учитывая, что она включает чувствительный, двигательный и вставочный нейрон.

173. Объясните, в чем выражается проводящая функция спинного мозга.
Функции спинного мозга рефлекторная и проводящая. Например при стуке молоточком по нерву ноги возбуждение идёт в спинной мозг и нога двигается.

174. Прочитайте статью «Отделы головного мозга» §45. Заполните схему.

175. Подпишите на рисунке указанные отделы головного мозга.

176. Заполните таблицу « Расположение желудочков мозга».

177. Впишите в таблицу функции указанных отделов головного мозга.

178. Прочитайте §46 «Функции переднего мозга» и продолжите заполнение таблицы.

179. Укажите значком»+», какие из перечисленных функций может выполнять старая кора, а какие — только новая.

180. Прочитайте §47 (до рублики «Симпатический подотдел автономной нервной системы») и сопоставьте особенности соматического и вегетативного отделов нервной системы.

181. Сравните строение и функции симпатического и парасимпатического подотделов нервной системы.

182. Приведите пример доказывающих взаимодействие симпатической и парасимпатической подсистем.
Девушка увидела нужное ей платье и пошла его покупать. Включается симпатическая система – скорость возрастает, давление, не в мозг поступает состояние девушки и включается парасимпатическая система.

Анализаторы и органы чувств

183. Прочитайте статью «Ощущения. Строение и функции анализаторов» § 48. Закончите таблицу, вписав названия частей анализатора, соответствующие их описанным функциям.

184. Вставьте в текст нужное слово (слова).
Рыбы могут увидеть приближающуюся моторную лодку, услышать её шум, но соединить эти образы в единое восприятие не могут. Это говорит об отсутствии третичных сенсорных зон мозга.

185. Определите, к физическим или психологическим иллюзиям можно отнести следующие:
1) «Увеличение» скорости движения инфузорий во столько раз, во сколько увеличивает микроскоп. (Вспомните формулу скорости: v = S/t, где S – путь (расстояние между двумя точками, которое под влиянием увеличения микроскопа зрительно становится больше) и t – время, которое субъективно не меняется, смотрим мы в микроскоп или нет.)
Физическая иллюзия.
2) «Уменьшение» верхнего кружка восьмёрки, если её перевернуть.
Психологическая иллюзия.

186. Укажите, какой из трёх типов иллюзий изображён на картинках а, б, в.
Иллюзия перспективы – б.
Иллюзия контраста – в.
Переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными – а.

187. Сформулируйте устно, чем иллюзии отличаются от галлюцинаций. Приведите примеры.
Пример иллюзии: оазис в пустыне – любой человек.
Пример галлюцинации: больные люди.

188. Прочитайте статью «Положение и строение глаза» § 49. Сделайте подписи к рисунку.

189. Прочитайте § 50 «Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней». Заполните следующую таблицу.

190. Прочитайте § 51 «Слуховой анализатор». Сделайте подписи к рисунку.

191. Заполните таблицу «Строение и функции отделов уха».

192. Используя сведения, полученные в 7 классе об эволюции органов слуха у позвоночных животных (учебник В. В. Латюшина и В. А. Шанкина «Биология. Животные. 7 класс», с. 231 — 233), составьте таблицу «Эволюция органов слуха у позвоночных животных».

193. Допишите, вставляя необходимые слова, описание работы спирального органа.

194. Прочитайте статью «Гигиена слуха» § 51 и заполните таблицу.

195. Прочитайте § 52. Сделайте подписи к рисункам.

196. Прочитайте статью § 52 и ответьте на вопросы.
1) Почему, если прокатать болт между ладонями обеих рук и между подушечками пальцев, в последнем случае рельеф предмета ощущается лучше?
Там лучше осязательные рецепторы.
2) Почему опасно вдыхать запах табачного дыма, бензина, аммиака, различных препаратов, употребляемых в химчистке, и других летучих веществ?
Это яд.
3) Из каких компонентов складываются вкусовые ощущения?
Горьких, сладких, кислых и солёных.
Почему при насморке они слабее?
Т.к. носовая полость тоже помогает анализировать вкусовые ощущения.

Высшая нервная деятельность. Поведение, психика.

197. Изобразите стрелками схемы безусловного и условного рефлексов. Образующуюся временную связь выделите особо (цветом или пунктиром).

198. Рассмотрите рис. 214 и 215 на с. 270, 271 учебника. Объясните следующие факты.

199. Прочитайте п. 58 «Врождённые и приобретённые программы поведения» и заполните таблицу.

200. Проанализируйте формы приобретённого поведения. Заполните таблицу.

201. Отчёт о лабораторной работе «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа» (с. 276-277 учебника).

202. Прочитайте п.55. Сопоставьте быстрый и медленный сон. Заполните таблицу.

203. Приведите примеры биологических ритмов у человека.
Ритмы, связанные с ритмами внешней среды: волнения, нервы, опасность и т.д.
Внутренние ритмы: биение сердца.

204. Прочитайте п. 56. Распределите приведённые потребности в соответствующие столбцы таблицы: безопасность, музыка, общение, питание, питьё, воздух, жилище, одежда, учёба, наука, литература, искусство, забота о потомстве.

205. Ответьте на вопросы.
1) Чем объяснить случаи, когда при переводе с иностранного языка на родной все слова понятны, а общий смысл высказывания – нет?
— Другая расстановка слов и складность.
2) Чем логическое мышление отличается от интуиции?
— Логическое мышление – рассуждение над тем или иным, а интуиция – это чувство какого-либо варианта случая, возможность.

206. Заполните схемы.
Восприятие – объективное;
— поверхностное или полное;
Представление – памяти;
— воображения;
Память – логическая;
— механическая;
Память – слуховая;
— моторная;
Воображение – активное;
— пассивное.

207. Прочитайте п. 57 «Воля, эмоции, внимание». Укажите этапы волевого действия на схеме.

208. Сравните понятия внушаемость и негативизм.

209. Дайте определения понятий.
Аффект – бурная эмоциональная вспышка.
Стресс – напряжение сил организма.

210. Приведите примеры
эмоциональных реакций: плач, смех, страх, печаль;
эмоциональных состояний: хороший или плохой настрой;
эмоциональных отношений: любовь, дружба, вражда.

211. Сравните непроизвольное и произвольное внимание. (Критерии сравнения определите и запишите самостоятельно).

212. Отчёт о лабораторной работе «Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях» (с. 293 – 294 учебника).

Эндокринная система.

213. Прочитайте п. 58 «Роль эндокринной регуляции». Заполните схему.
Железы – на теле; в полости; смешанно
Примеры: потовые железы; щитовидная железа; половые;
сальные железы; эпифиз; поджелудочная железа.

214. Ответьте, по какому признаку различают железы внешней и внутренней секреции.
— Определяют по выходу протоков, так как может быть в полости и на теле.

215. Укажите значение и общие свойства гормонов.
Значение: рост, развитие и определение однородности среды.
Свойства: реагируют на живые клетки, есть биологическая активность.

216. Объедините перечисленные структуры стрелками, указывающими последовательность передачи информации при взаимодействии нервной и эндокринной систем.

217. Прочитайте п. 59 «Функции желез внутренней секреции». Впишите в таблицу названия и функции желез эндокринной системы, отмеченные на рисунке.

218. Заполните таблицу.

219. Укажите, какой отдел вегетативной нервной системы поддерживают гормоны надпочечников – адреналин и норадреналин.
— Симпатический отдел.

Индивидуальное развитие организма

Индвидиуальное развитие организма.

220. Прочитайте статью «Размножение организмов» п. 60. Сравните бесполое и половое размножение.

221. Приведите примеры бесполого и полового размножения у растений и животных.

222. Перечислите этапы, из которых складывается жизненный цикл особи.
— оплодотворение, деление, рост, развитие, старение, смерть.

223. Изучите далее п. 60 и рис. 123, 124 учебника.
1) Подпишите названия органов мужской половой системы, указанных на рисунке.
1 – семявыносящие каналы
2 – семенник
3 – половая железа
4 – мошонка
5 – семенные пузырьки
6 – предстательная железа
7 – мочеиспускательный канал
Какой из изображённых на рисунке органов не относится к половой системе?
2) Подпишите названия органов женской половой системы, указанных на рисунке.
1- труба
2 – матка
3 – яичник.

224. Прочитайте статью «Образование и развитие зародыша» п. 60. Допишите утверждения.
Наличие в сперматозоиде и яйцеклетке половинного набора хромосом позволяет создавать 1 целую составную из 46.
Слияние яйцеклетки и сперматозоида называется оплодотворение.
Оно происходит
В результате этого процесса образуется зигота.
Она начинает дробиться и превращается в пузырёк.
В отличие от неоплодотворённой яйцеклетки зародыш может удержаться в матке, потому что зародыш прикрепляется к ворсинкам в матке.

225. Прочитайте статью «Закон индивидуального развития» п. 61.
Ответьте на вопросы.
1) Какие факты говорят в пользу основного биогенетического закона Геккеля-Мюллера?
— Для каждого вида и рода есть своя приспособленность к какой-либо среде, т.е. программа развития в той среде.
2) Почему наблюдаются отклонения от биогенетического закона?
— Органы начинают работу по-разному.
226. Прочитайте статью «Развитие плода» п. 61. Напишите, после каких этапов развития зародыш становится плодом.
— При увеличении объёма зародыша, образуется плацента.
227. Прочитайте п. 61 до конца. Ответьте на вопросы.
1) Сколько дней, лунных и календарных месяцев длится беременность?
— 280 суток, 10 лунных месяцев.
2) Что происходит с плацентой после рождения ребёнка?
— Плацента отторгается.

228. Прочитайте статью «Наследственные и врождённые заболевания» п. 62. Заполните таблицу.

229. Прочитайте статью «Болезни, передаваемые половым путём» п. 62. Систематизируйте материалы в виде таблицы.

230. Прочитайте п. 63 «Развитие ребёнка после рождения. Становление личности». Укажите временные рамки следующих возрастных периодов развития человека.
Новорождённый: приспособление к окружающей среде;
Грудной: ребёнок овладевает основами общения;
Пубертатный: вторичные половые признаки с 9-11 лет (девочки) с 11-12 лет (мальчики).
231. Прочитайте статьи «Темперамент» и «Характер» п. 63. Сопоставьте эти понятия. Заполните таблицу.

232. Сведите в таблицу информацию о четырёх типах темперамента, выделенных Гиппократом.

233. Закончите схему.
Типы психической деятельности (по И.П. Павлову):
— сильная уравновешенность;
— слабая уравновешенность;
— сильная уравновешенность;
— слабая уравновешенность;

234. Дайте определения понятий.
Экстраверт – открытый человек.
Интроверт – закрытый человек.

235. Прочитайте п. 44. Установите разницу между понятиями интерес, склонность, способность. Запишите свои выводы в таблицу.

236. Решите кроссворд № 10.

Рабочая тетрадь по Биологии Колесов 8 класс

Любой школьный предмет может даваться нелегко. Зачастую кажется, что как раз-то гуманитарные науки и не станут препятствовать глубокому постижению знаний, и дадутся легче, чем точные науки. Только вот, стоит помнить, что любая и гуманитарная дисциплина несет в себе много сложностей. Отсюда и возникает ряд вопросов связанных с такой дисциплиной, как биология. На первый взгляд кажется, что здесь все просто и понятно, но только окунувшись в этот предмет, начинаешь понимать, что сложных тем и здесь довольно много. Вашему вниманию - решебник для рабочей тетради по биологии 8 класс Д. В. Колесова.

Очень уж любят учителя давать задания из рабочей тетради. Чаще всего – это именно домашняя работа, но случается, что и на уроках в качестве самостоятельных задания могут быть проверочные из рабочей тетради. Не стоит паниковать раньше времени, на помощь придет в любой момент это пособие. В нем точно и доступно расписано каждое задание, что позволяет молниеносно вникнуть в тему и написать любую работу.

Важно, что биология, как гуманитарный предмет, в своей основе содержит много рассуждений, точных пояснений и словесных доказательств. Часто в других решебниках встречается краткое изложение решения. Это не позволяет вникнуть в тему, из-за чего материал остается не изученным. Поэтому мы и предлагает эту книге, ведь в ней все подробно описано, что даже тот, кто не сильно разбирается в биологии, станет искренне любить этот предмет. В биологии много тем, которые требуют рисунков, изображений. Здесь все это тоже имеется.

На самом деле, эта книга – прекрасный помощник, который позволяет не только переписать домашку, но и вникнуть в неё, а это один из самых главных критериев образовательного процесса.

Оценка решебника: